Главная | Жилищные вопросы | 1 получение взятки 3 посредничество во взяточничестве 2 дача взятки

2. Получение взятки. Дача взятки. Отграничение от коммерческого подкупа. (Статьи 290 — 291).

Отграничение от коммерческого подкупа. Статьи — Получение взятки статья Предметом взятки могут быть любые материальные ценности деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок и т.

Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается. Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: В первом случае имеются в виду законные правомерные действия бездействие должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.

1 получение взятки 3 посредничество во взяточничестве 2 дача взятки момент, когда

Пленум Верховного Суда указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий бездействия , но в силу своего должностного положения могли за взятку способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.

Действие бездействие , совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке. При совершении должностным лицом деяния за полученную взятку, предусмотренного как самостоятельное преступление, его действия подлежат квалификации по совокупности. Время передачи предмета взятки, то есть до или после совершения действия бездействия в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Еще по теме § 3. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ):

Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия бездействия с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие бездействие по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники. Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

С субъективной стороны получение взятки — это умышленное преступление, совершенное из корыстных побуждений. Если должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет, то есть формальный состав. Ответственность повышается часть 2 статьи при получении должностным лицом взятки за незаконные действия бездействие.

Незаконные действия бездействие должностного лица, о которых говорится в части 2 статьи , — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия бездействие , входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие бездействие должностного лица — это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления часть 3 статьи Особо квалифицированными видами получения взятки часть 4 статьи закон считает совершение этого деяния: Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовало два и более должностных лица, заранее, то есть до начала преступления договорившихся об этом.

Удивительно, но факт! Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа г. Взятка дается за служебные действия бездействие должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.

В сговор преступников входит то, что они будут получать незаконное вознаграждение выгоды за те или иные действия бездействие в интересах взяткодателя или представляемых им юридических или физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство или попустительство по службе. Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг. В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе.

Пленум Верховного Суда РФ истолковал вымогательство взятки как требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Такого понимания вымогательства взятки судебная практика придерживается в течение многих лет. В обеих ситуациях, которые рассматриваются как получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взятку с тем, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих законных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем. Поэтому, если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, уйти от заслуженной ответственности и т.

Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении. Согласно примечанию к статье крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие тысяч рублей. Дача взятки статья Объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах МСУ.

Предмет преступления — деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. Объективная сторона характеризуется передачей должностному лицу лично или через посредника взятии. Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно не может состояться оконченного преступления дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом.

Субъектом может быть лица, достигшее возраста 16 лет. Дача взятки совершается с прямым умыслом. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует. Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны.

Взятка дается за служебные действия бездействие должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Квалифицированным видом преступления часть 2 статьи является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий бездействия. Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий бездействия.

В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие подстрекательство в преступлении должностного лица. Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия бездействие должностного лица, за которые дается взятка, являются законными, входят в служебные полномочия взяткополучателя, в связи с допущенной фактической ошибкой он несет ответственность по части 1 статьи Необходимо разграничивать взяткодателя и посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.

Посредник — это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой. В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи так называемого мнимого посредничества.

Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества статья или присвоения статья в зависимости от обстоятельств дела. Когда же в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется им к даче взятки, действия мнимого посредника помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки.

Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки. В примечании к статье предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки. Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства. Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома и под их контролем для уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности.

Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, то есть уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее.

Поэтому, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности. Коммерческий подкуп имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Но при взяточничестве незаконное вознаграждение имущественного характера принимается должностным лицом органов государственной власти, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ в связи со служебной деятельностью этого лица, что и определяет принципиально другой объект преступления.

Нарушение неприкосновенности частной жизни. Непосредственный объект нарушения неприкосновенности частной жизни ст.

Комментарий к Статье 291 УК РФ

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Носители таких сведений могут различаться: Личная и семейная тайна появляется у человека с рождения, именно с этого момента она охраняется уголовным законом. После смерти человека такая уголовно-правовая охрана прекращается, хотя в определенных ситуациях защита частной жизни лица может иметь место и после его смерти в гражданско-правовом порядке ст.

Объективная сторона состава преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями, а именно: Собирание указанных сведений без согласия лица; Распространением указанных сведений без согласия лица; Распространение указанных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ. Под собиранием следует понимать целенаправленное отыскание сведений о частной жизни лица независимо от способа отыскания например, путем наблюдения, подслушивания, запросов, похищения документов.

Под распространением следует понимать доведение сведений о частной жизни человека до третьего лица любым способом устно, письменно либо с использованием информационных технологий. При распространении лицо, о котором сообщаются те или иные сведения, должны быть индивидуально конкретизировано до степени его узнаваемости третьим лицам.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

Собирание и распространение сведение о частной жизни лица должно быть незаконным, то есть совершаться в нарушение установленного законодательством порядка собирания и раскрытия на публике указанных сведений. Согласия лица на собирание и распространение сведений исключает признак.

Удивительно, но факт! Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ предполагает доведение указанных сведений для неограниченного числа лиц. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает, что, собирая или распространяя сведения о частной жизни потерпевшего, причиняет вред конституционно закрепленным правам и интересам граждан, и желает так поступить. Мотивы преступления могут быть любые. Их следует учесть в соответствии со ст.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Состав преступления формальный и преступление признается оконченным с момента совершения действий по собиранию или распространению сведений независимо от того, получило ли лицо искомую информацию или дошло ли оно до третьего лица.

Нарушение неприкосновенности жилища ст. Конституция РФ провозглашает принцип неприкосновенности жилища ст. Никому не дано право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Одной из гарантий исполнения названных установлений является введение в уголовный закон нормы, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности жилища. Объективная сторона — незаконное проникновение в жилище.


Читайте также:

  • Процедуры ликвидация юридического лица
  • Как и где писать завещание
  • Выплаты при сокращению штатов уис
  • Как долго ищут судебные приставы должников
  • Договор предоплаты на недвижимое имущество