Главная | Автоюрист | Системы представительства групповых интересов

11.3. Лоббизм как функциональная система представительства интересов

Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов. Все, что происходит в мире политики, рассматривается представителями этого подхода как следствие махинаций различных бизнес-групп, корпораций, мафии и т.

Аргументы, приводимые сторонниками данного подхода, можно целом свести к следующим. Во-первых, существование групп интересов создает неравенство возможностей различных групп относительно влияния на процесс принятия политических решений; в частности, таких возможностей больше у бизнес-групп, в то время как у групп, не обладающих достаточными ресурсами, они значительно ниже. Во-вторых, существование групп интересов способствует неэффективности экономической политики и препятствует проведению aктивной социальной политики: В-третьих, существование групп интересов может привести к утверждению монополии на представительство групповых интересов или неокорпоративизма, когда заинтересованные группы присваивают право на монопольное представительство интересов общества.

При этом извращается сам принцип представительства, который сводится к сделкам заинтересованных групп и бюрократии. Заинтересованные группы начинают представлять скорее самих себя, чем граждан. Такая монополия характерна, как правило, для недемократических политических режимов.

Ее основанием выступает способ связи между членами группы и характер деятельности. Их конструкция построена на противопоставлении традиционного современному институтов, практик и т. Можно сказать, что человек рождается, будучи уже членом группы. Ассоциативные группы создаются людьми вполне сознательно для реализации достаточно ограниченных интересов. Остальные типы групп интересов располагаются между этими двумя по мере их удаления от традиционных форм и приближения к современным: Эти группы интересов кланы , имеющие влияние внутри каких-либо организаций партий, армии и т.

Однако существование подобного типа групп имеет место и в странах развитой демократии. Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп. Они призваны отстаивать, в первую очередь, материальные интересы своих сторонников. К ним относятся различные экологические движения, антивоенные организации и т.

тайнах, системы представительства групповых интересов слегка поклонился

Эти группы, как правило, отличаются аморфной структурой, отсутствием четкого членства, иногда им присуще спонтанно организованное руководство. Можно отметить определенную закономерность: Эмпирически наблюдаемая политическая реальность оказывалась намного сложнее и динамичнее, была пронизана противоречивым взаимодействием предпочтений, установок, стереотипов поведения ее участников. В основе теории А. Таким образом, политика предстает как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих, свои цели. Развитие теории заинтересованных групп было продолжено американским политологом Д.

Он исходил из того, что политика есть сфера отношений властвования, в которой взаимодействуют соответствующие заинтересованные группы. Для понимания механизма и логики властного взаимодействия Д. Трумэн ввел в анализ политики три новых понятия: Стабильность взаимодействия различных групп обеспечивает состояние социального равновесия в обществе. Заинтересованные группы действуют через государственные структуры власти, которые являются отражением борьбы групп и зависят от их деятельности.

Политический процесс в современных обществах все больше становится взаимодействием соперничающих групп, в котором ни одна из них не верховенствует абсолютно. Это дало возможность американскому политологу Р. Далю назвать модель власти в них не демократией, а полиархией. Политические решения перестают быть прерогативой официальных институтов власти, а становятся результатом компромиссов противостоящих групп.

Даль провел эмпирическое исследование в городе Нью-Хейвен с целью определения места заинтересованных групп в механизме властвования. Главными субъектами политики Р. Степень влияния соперничающих групп на политический процесс обусловлена объемом ресурсов богатств, статусов, информации и т. Препятствием на пути узурпации власти какой-либо группой являются, по мнению Р.

Это послужило причиной появления групп давления. Классификация и признаки групп давления. Классификация групп давления как политической силы, отличной от других сил, требует вычленения их характерных признаков. Остановимся на сформулированных признаках подробнее. После стихийных демонстраций люди обычно расходятся, а политический процесс продолжает идти своим чередом. Если же демонстрация организована группой, то она выступает в качестве одного из способов действия группы давления. Пауэлл выделили четыре типа групп интересов по степени их специализации и организованности: На политической сцене могут действовать организованные группы, однако не самостоятельные с точки зрения возможности принятия решений.

Большинство газет выступают рупорами групп, которые их содержат. Группы давления, обладая общностью интересов, стремятся их защитить. Всякая группа, постоянно сталкиваясь с интересами других групп, вынуждена заботиться о сохранении своих. Для этого она использует все средства воздействия на внешний мир. Однако эффективность действий у различных групп неодинакова. Первая система классификации основана на различении целей, которые преследуют группы. Объединения по сходству условий жизни. Церковь оказывает влияние через свои официальные органы, через объединения верующих, прессу.

Обычно она отстаивает общечеловеческие ценности и нормы, но может защищать и свои специфические интересы например, открытие своих школ, вузов. Организации, отражающие специфические интересы. Гуманистическая направленность целей и деятельности таких организаций привлекает внимание к ним значительной части избирателей. К специфическим политическим организациям относятся философские общества и политические клубы. Философские общества возникли в ХVШ в. Возрождение политических клубов в середине XX в.

системы представительства групповых интересов

Так как клубы создаются политическими деятелями, они выступают средством политической борьбы: Группы давления различают по значимости отстаиваемых интересов и субъекту-носителю. Как и любая политическая сила, группы давления создаются для выражения требований определенных групп, индивидов. Пауэлл выделяют четыре стиля артикуляции интересов: Функция агрегирования согласования интересов. У групп давления данная функция выражена менее явно, чем у партий. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов.

Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования. Однако группы давления могут выполнять и деструктивную функцию, настаивая на одностороннем преобладании только корпоративных интересов. Средства воздействия групп давления. Разные группы, отстаивающие интересы, по замечанию Г. Неформальные и непостоянные группировки осуществляют давление, используя личные связи семейные, общественные, местные.

Возможности групп давления различны. Другие же группы давления, которые не имеют каналов прямого доступа к элите, вынуждены влиять опосредованно. Дело в том, что в политических системах различных стран значение тех или иных элементов, участвующих в принятии конкретных решений, неодинаково. Понятие, цели и виды лоббизма. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Еще по теме Система представительства интересов (система групп интересов):

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью.

Удивительно, но факт! Но эти процессы согласования интересов между ними окутаны покровом секретности. Существование лоб бизма как политического явления тесно связано с функционированием групп ин тересов и возможностями их влияния на органы власти.

Можно даже вывести такую закономерность: То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая отметина. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать. В-пятых, лоббизм представляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений, и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти.

Удивительно, но факт! Это означает преобразование потребностей отдельных личностей в конкретно выраженные требования, облеченные в форму диалога с государственными органами. Тогда считалось, что допускать таких людей в залы заседаний - туда, где принимаются законы, нельзя, поэтому они не могли пройти дальше холлов и приемных, то есть кулуаров lobby в переводе с англ.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения. Цели, которые преследует лоббизм, могут достигаться различными средствами и методами.

Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в тех же США существуют развитые материальные структуры.

Международные экономические отношения

Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению. В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: Характерные особенности и последствия лоббизма. Лоббизм вносит в жизнедеятельность общества как определенные позитивные, так и негативные последствия.

В условиях разделения властей каждая из ветвей может использовать то или иное лобби в своих интересах. Лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии. Он создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. Лоббизм воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур:


Читайте также:

  • Расторжение брака в загсе ск рф
  • Особенности возбуждения дел о расторжении брака
  • Исковое заявление о выселение в жилое помещение
  • Бланк искового заявления на взыскании алиментов
  • Статьи и сроки за клевету
  • Не является основанием для расторжения брака в суде